Библия для тебя
 home | news | Библия | cd-Раймер | siteMap разделы: Исследования Писаний | Евангелистам | На свободу! | Национальный парк  
НА САЙТЕ В ИНТЕРНЕТЕ
История ЕХБ Украины, России, Белоруссии
Комментарии на книгу С.П.Савинского
Опубликованная в 2001 г. книга С.П. Савинского "История ЕХБ Украины, России, Белоруссии" (1917-1967) интересна актуальностью исторического материала, обнажающего корни настоящих трудностей в евангельско-баптистском движении. История братства учит тех христиан, кто имеет желание извлекать полезные уроки из недавнего прошлого, исправляя свои пути и освящаясь, проповедуя Евангелие перед вторым приходом Христа. Это про нас.

Мы - последние посланники неба в этом мире и времени у нас почти не остаётся. Перед лицом вечности совершенно открыто мы должны признать, что желаемого пробуждения, несмотря на наши многие усилия, в начале 2021 г. в этих странах мы все ещё не наблюдаем. Небывалая в нашей истории свобода проповеди Евангелия не увенчалась обращением народов Украины, России и Белоруссии. В конце книги, подводя итог, автор не рискует делать окончательные выводы и оценки, аппелируя к Суду Всевышнего (стр.258). А чуть выше он ссылается на то, что слишком мало времени прошло, чтобы "правильно оценить происшедшее в историческом контексте". При всем уважении к проделанной автором исследовательской работе, с таким выводом никак нельзя согласиться. Не исповеданный грех останется грехом и через столетия, а отличать чистое от нечистого призван каждый проповедник Слова Божьего, как и левит или священник Ветхого Завета (Лев.10:10, Лев.11:47), также Иез.44:23 - "они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто". И это тоже, надеюсь, про нас.

Посмотрим на историю евангельско-баптистского братства за этот период под углом единства верующих. Почему с самого начала религиозной свободы в России с 1917 г. так долго не могли соединиться два родственных по вероучению союза? И только лишившись своего церковного руководства в результате репрессий безбожников, союзы соединились в один в 1944 г.? Почему там, где они соединились на местах, церкви просуществовали дольше, вплоть до 1936 г.?

Почему это долгожданное единство братства просуществовало всего лишь 15 лет, а новое разделение, уже по другому признаку, продолжается 60 лет вплоть до настояшего времени? Как пояснить это тем, кому мы проповедуем любовь, прощение, и "один Господь, одна вера, одно крещение"? (Еф.4:5)

Я убежден, что существует понятная и веская причина такого положения в "самом правильном братстве". Она слишком очевидна, чтобы её не заметить, и слишком щепетильна, чтобы её озвучить. Попытаюсь это сделать, не цитируя С.П. Савинского, книга которого неизбежно подводит к такому выводу. С самого начала существования баптистов они провозглашали принцип независимости поместной церкви, но как только борьба за свое утверждение и существование с историческими церквями уступила место свободе вероисповедания и церковного строительства, протестанты в короткий срок построили такую же религиозную организацию. В которой Христу, как Главе Церкви, так же не нашлось места. Папа, патриарх, а у нас председатель президиума Союза ЕХБ... Не эта ли блудница описана в 17-й гл. книги Откровения?

Церковноначалие, вначале так сильно отрицаемое баптистами, прижилось во вновь образованных ими союзах. Прижилось под новыми именами и под другими предлогами, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Духовной власти людей над людьми присущи недостатки института человеческой власти, как таковой. Рано или поздно иерархи ошибаются, это исторический факт, "ибо все мы много согрешаем" (Иак.3:2). Но в Новом Завете мы не найдем способа, как исправить такую ошибку. Ев. от Матфея в 18-й главе сообщает, как можно исправить грех внутри поместной церкви. Другого способа не существует. Духовные лидеры, иерархи, в силу своего начальствования имеют власть над многими церквями. Поэтому, согрешая, они попадают в тупик. Как нельзя собрать перья в распоротую подушку, так невозможно покаяться везде и повсюду.

Мы повторяем путь исторических церквей, которые тоже хорошо начинали (Гал.5:7).

Новый Завет утверждает главой Церкви Христа, как Первосвященника. Один первосвященник, и отсутствие иерархии у иудеев, как прообраз, только подтверждает единый замысел Создателя относительно народа Божия, который управляется сегодня Духом Святым, вплоть до второго пришествия Христа.

Противоречие между провозглашенными вначале принципами и многолетней практикой Союза баптистов можно не замечать, или делать вид, что это не наше дело. Однако есть клеветник, который все замечает, и поэтому имеет основание препятствовать нашему служению. Книга Иова тому напоминание. Я не верю, что ко второму пришествию Христа это удастся исправить.

Однако, признав эти недостатки, кое что все таки исправить можно.

Вторую особенность нашей веры тоже можно увидеть в "Истории..." С.П. Савинского. Характерно, что из более 400 страниц книги, практическому выражению исповедуемой веры уделено лишь 15 строк (стр.93). И ещё пару строк о том, как в военный период верующие брали из госпиталей раненых, и выхаживали их в своих домах. Остальная церковная деятельность, отраженная в "Истории..." - это проповедь, евангелизация, благовестие, издательская деятельность и музыкальное служение. Такая пропорция весьма показательна, и прямо вытекает из доктрины спасения по вере, вплоть до "спасен однажды - спасен навсегда". В отличие от исторических церквей, отодвигающих вопрос спасения в "чистилище" или "мытарства". Поэтому добротоделание и занимает такое важное место среди искренних христиан православного и католического исповедания. В отличие от протестантов. И это тоже можно исправить.

Такие темы, как служение Богу дарами Духа Святого каждого христианина, доходчиво изложенные Христом в 25 гл. Ев. от Матфея, у протестантов не очень популярны. Я категорически не согласен, когда это называют притчей о талантах. Это не притча, а закон царства Христового, Его завещание ученикам за два дня до Голгофы. Или как еще можно понять слова "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять?" (Еф.2:10). Смею утверждать, что годами посещая церковь, многие протестанты не знают своих даров. И при этом надеются услышать от Христа: "Хорошо, добрый и верный раб!"

Это можно исправить, и исправить немедленно, не дожидаясь решений церковного руководства и общих решений. Имеющий уши да слышит.

Основной объем книги С.П. Савинского занимают разрозненные сведения из центральных офисов ЕХБ, т.н. "оргработа", а последняя треть книги - подробности и перипетии разделения братства 60-х гг. Понятно, что причастные к сему братья с обеих сторон давно почили, но даже их покаянием в свое время не исправить нанесенный братству урон. Вряд ли эту часть книги можно назвать назидательной. Скорее, печальным примером, как не следует поступать.

Но если не вернуться к нашим началам, особенно к принципу независимости каждой поместной церкви, наличие духовных властей и надцерковных образований неизбежно приведет к новым разделениям. Следует больше доверять руководству Духа Божия в жизни каждой поместной церкви. Подлинная независимость церквей также делает их устойчивыми в период гонений, которые и составляют значительное содержание истории христианства.

В заключение прошу порассуждать над историческим контрастом между результатами духовной свободы в Америке и в бывшей России. Пилигримы Нового Света с Библией в руках построили самую богатую стану в мире с процветающей демократией. Вторые построили церковную организацию, которая не смогла преобразовать общество, в своей массе знакомое с христианством, прошла жестокие гонения, выжила, но так и не стала преобразующей силой и видимым благословением для этих народов. Думается, часть ответов на этот непростой вопрос изложено выше.

Поместная церковь действительно должна быть не зависимой от внешнего влияния, доверять Христу, и служить обществу, на деле проявляя свою веру и любовь. Относительно названия следует брать пример из 2-й и 3-й гл. книги Откровения, хотя для детей Божьих это не столь существенно.

Да поможет нам Бог!


Размещено 16 февраля 2021 г



КОММЕНТАРИИ ДОБАВИТЬ СВОЙ
Прочитав статтю. Трохи сумбурно, але є доля правди. На жаль, влада має важелі впливу на керівних братів. Важко впливати на того, хто нічого не має
Сметанюк Богдан


Книга написана более 20 лет назад, когда многие архивы были еще закрыты. Поскольку и царская жандармерия, и советская милиция оказывали сильнейшее давление на протестантов, даже сейчас история многих служителей и служений остаётся тайной.

Крепостное право в царской России отменили после 1860 г. В то время большую часть населения составляли крестьяне, которые в большинстве своем не умели читать и писать. Это было огромной проблемой даже во Вторую мировую войну. Немецкая армия состояла в основном из горожан, в то время, как советская - из крестьян. Это сказывалось на стратегии, тактике, и даже на понимании и выполнении приказов.

Большинство баптистов были из крестьян. Они не имели образования, читали по слогам. Их приверженность написанному в Библии была абсолютной, вплоть до запятой. На практике это означало, что если ты понимаешь текст по другому, то ты не христианин, и в лучшем случае относились как к православному. Это хорошо видно на примере с прохановцами.

Проханов часто бывал за границей, и собирал вокруг себя и в своём служении людей более образованных. Два родственных союза долгое время не могли прийти к согласию, хотя были очень похожи по своим доктринам. Почему? Одни потому, что всё воспринимали буквально, как читалось. Вторые - потому что пытались вмешиваться в социальную сферу, то есть в политику (крестьяне - не политики, и они не считали своей задачей вершить государственные дела). Они решали вопросы своего села, и для них этого было достаточно. Кроме того, Проханов был связан с заграницей, а с заграницей у нас с 1914 года сложились напряжённые отношения. С разными государствами по разным причинам. Значит, в любой момент можно оказаться в числе неблагонадёжных. Важно понимать, что все люди, которые хотели уехать с России, уехали, и остались те, которые хотели в ней жить.

Ярким примером является история служения Марцинковского Владимир Филимоновича, видного религиозного деятеля украинского происхождения, образованного человека с евангельскими взглядами. Его служение давало отпор наступавшему атеизму, и приводило многих молодых людей к вере. Но вместе с тем, он не стал частью ни прохановцев, ни баптистов, хотя был крещён у меннонитского пастора. Он знал более 10 языков, и его лекции известны до сих пор. Таким образом, необходимо сделать вывод, что основой евангельского движения в России было единство взглядов, а не целей. Люди собирались социальными группами. А самые умные отсекались. Группа должна была иметь одно виденье и одно понимание, которое обосновывалось не историей церкви, не знанием древних языков и культур, а синодальным текстом Библии. С другой стороны, для многих людей это был прогресс, поскольку они учились читать и понимать Библию. Но необходимо учитывать, что в итоге все образованные люди покидают Россию. Остаются только коммунисты, крестьяне, и часть рабочего класса.

Итак, Россия за короткое время остаётся без Проханова, Владимира Соловьева, Владимира Марцинковского, Павла Александровича Флоренского, Сергей Николаевича Булгакова, Николая Александровича Бердяева (тоже с Украины, из под Обухова). Вся духовная мысль, которая способна была создать хоть какое-то стоящее духовное движение и развитие, изгоняется из России. В истории России не нашлось времени, чтобы эти силы могли себя как-то реализовать, воплотить свои идеи на практике. Сначала царская Россия, в которой инакомыслию были закрыты все возможности к реализации. К тому же, большинство населения - крепостные, что существенно ограничивало возможности реализации идей. Как только появилась реальная возможность что-то делать и стоящие мыслители - страна вступила в полосу политической нестабильности и воен.

Русско-японская война 1904-1905 гг, и связанные с ней народные волнения. Первая мировая. Революция 1917 г, вторая (октябрьская) революция 1917 г на фоне продолжающейся войны. Гражданская война 1918-1923 гг. Всё это время - потери цвета нации, тем или другим образом. Постоянное участие страны в военных действиях с 1904 по 1923 г.

О делах верующих.
С гражданской войны страна вышла разоренной. По всей стране люди выживали, как могли. Каждому необходимо было как то обустроиться после смены власти, и направления государственной политики. Никто окончательно не знал, чем закончится гражданская война, действовали различные военные формирования, которые никому не подчинялись.

Евангельским христианам приходится сложнее всего. Часть из них вышли из меннонитского движения, которые не брали в руки оружие. В каком-то смысле против них ополчаются и белые и красные. Красные постепенно дают понять, что никакие христиане им вообще не нужны. И очень быстро евангельские христиане оказываются в наихудших социальных условиях. Задача выживания становится первоочередной. Многие семьи спасаются от голода тем, что их, как правило, неверующие дети идут работать в город, и тем или иным способом помогают своим родителям, братьям и сестрам.

Необходимо понимать, что начиная с 1917 г, евангельские христиане практически были лишены возможности принимать участие в социальных проектах. И здесь проблема не только в том, что властью это не одобрялось, сколько в том, что большинство семей были на грани или за гранью выживания, и это на фоне государственных гонений. Я лично думаю,что в это время много христиан умерло от голода.

Всего в годы гражданской войны погибло, по разным подсчётам, от 10 до 17 млн человек, и около 2 млн покинуло страну. И христианам первых десятилетий советской власти явно было не до социальных проектов. И никакая помощь с Запада к ним не поступала. Жёсткая борьба с религией вплоть до середины Второй мировой войны. По сути, христиане России всё, что могли делать - это благовествовать, при этом рискуя собственной жизнью. Поскольку заниматься просветительской деятельностью - нет квалифицированых кадров, заниматься благотворительностью - христиане самая бедная часть населения.

В середине войны меняется государственная политика в отношении верующих. Они получают какие-то права и свободы, но вместе с тем плотно контролируются государственными органами. Следующий период времени, по крайней мере до 60-х годов, страна восстанавливается после войны. Везде плохо, у всех нет ни денег, ни ресурсов. Помогать нужно везде и трудиться везде. Мне кажется, христиане, как и все остальные люди, были загружены работой, и подозреваю, что правильной работой.

В 60-х годах ситуация начала меняться. Страна более-менее оправилась. Люди стали жить лучше. Церкви, начиная с середины войны, тоже потихоньку развивались. Появилось значительное количество групп верующих, не имеющих регистрации. То, что в церкви появилось неудовлетворение состоянием её дел, и стремление изменить ситуацию, свидетельствует о том, что в церкви появились кадры, люди, способные иметь видение и ресурсы (т.е.финансы).

Особенно если вспомнить, что перед войной церковь была вне закона. То есть, происходит сдвиг парадигмы, и Баптистская церковь впервые готова заявить о себе. Можно много спорить о расколе 60-х годов. Но необходимо отметить, что он привел к переменам и в регистрированном братстве. Как только у верующих проявились материальные средства, возникает и активная социальная деятельность. Нерегестрированые общины покупают дома для богослужений, создают новые церкви посредством отправления миссионеров в другие части страны, причем миссионеры переезжали семьями. А семью нужно принять и обустроить на новом месте, и это под пристальным взглядом властей. В это время очень развита церковная взаимопомощь. Церковью делали ремонт чьего-либо жилья, и если кто-то строил дом, то ему помогали. Начинают проводиться воскресные школы, все вместе проводят похороны и свадьбы, которые используются для евангелизации. Создаётся фонд взаимопомощи осуждённым. Стараются помогать им, чем могут, а главное, поддерживают их семьи. Печатается религиозная литература. По словам одного моего знакомого, который служил в те времена в органах, религиозную литературу сжигали вагонами. А ведь большинство ее печаталось в СССР подпольно, и на средства верующих.

Другими словами, христиане становятся очень активны и социально, и политически. Налаживаются связи с заграницей. На СССР начинается давление за преследования на религиозной почве. Ключевых лидеров забирают из тюрем и высылают за границу. Всё это говорит о том, что братство обрело силу и вес, о чем раньше говорить было невозможно. Больших социальных проектов в то время осуществить было невозможно. Мне кажется, в 60-70 гг евангелисты были довольно активны. Причем необходимо помнить, что существуют как нерегестрированные баптисты, так и пятидесятники. Следовательно, движение было более широким, чем это обычно представляется.

Что происходит сейчас?
В советское время сформировался определенный стереотип верующего. И даже далёкие от церкви люди знали, что верующему можно, а что нельзя. Большинство пасторов знали, чему учить членов церкви, что можно, а что нельзя. Как то незаметно братство взяло за идеал комсомольца-коммуниста, преданного партии и стране, и применило это к церкви, преданной Иисусу Христу. То есть, христианин - это примерный семьянин, примерный рабочий, примерный гражданин. От него ожидалось, что он будет превышать моральный эталон личности коммуниста. Поэтому портреты многих христиан и висели на досках почёта. Церковь давала легко узнаваемый продукт. И для того, чтобы описать христианина, не нужно было с ним знакомиться. Если человек член церкви - это уже знак качества. Я сейчас не говорю, правильно это было или нет, и не говорю о методах, какими это достигалось. Но если человек становился членом церкви, он знал, какая жизнь от него ожидается. Знал, чем он жертвует, и понимал, на что идет.

Кроме того, крещение преподавали не скоро. Обычно человек годами ходил в церковь, у него была возможность решить, хочет ли он, и может ли так жить. Как ни крути, а моральные требования в то время были высокие. И любой поступок, который будет вызывать подозрение, мог иметь самые серьёзные последствия. Таким образом, правильным или неправильным способом, церковь давала продукт, который даже коммунисты при своих наилучших стремлениях не могли вырастить. Необходимо заметить, что это явление характерно для СССР, а не для стран Европы или США. Там такие задачи никогда не стояли. Поэтому протестантская церковь в нашей стране к 90-м годам имела знак качества и была легко узнаваема.

В 90-х годах, после крушения коммунизма, государство полностью перекладывает на церковь моральное воспитанием общества. Открывается всё: школы, институты, тюрьмы (везде можно проповедовать Евангелие). И здесь возникает первая огромная проблема: в церковь вливается огромное количество новых людей, но общество, в котором функционировала эта церковь, уже рухнуло.

Что делать с разводами и разведёнными, с абортами, как можно зарабатывать деньги и как нельзя, как выживать людям в тяжёлые 90-е годы? Что делать, когда члены церкви хотят развестись. Какой жизни учить новых прихожан церкви. Ведь кроме доктрин, теперь нужно учить жизни, ведь старая концепция жизни разрушилась. Как теперь должен жить христианин, что можно и что нельзя теперь, никто не знал.

Это привело к растерянности, и к тому, что каждая церковь по месту решала, как ей быть. Более того, многим церквям приходилось по несколько раз менять свои собственные представления по тем или иным вопросам. Всё это привело к очень простым последствиям: церковь перестала давать прежний продукт. Но отношение к церкви в обществе всё ещё базируется на прошлом, и на той мысли, что церковь была преследуема. Но если любого члена церкви сегодня попросить описать христианина, то мы столкнемся с огромной трудностью. Кто такой современный христианин? Кроме того, что он ходит в церковь. На самом деле - это обычный человек, который обманывает, ворует, стремится к богатству и власти, смотрит порнографию, блудит, пьет, жадный, не любит свою страну, изменяет своему спутнику жизни, укрывает свои налоги, занимается незаконным бизнесом и т.д. Я никого не пытаюсь очернить, просто сегодня у христиан на Украине нет узнаваемого лица. Это любой человек, ведущий любой образ жизни. И люди, и власти давно уже это понимают, просто не произносят вслух. Нет современного христианина, нет качественного продукта, а в таком случае нет и спроса. Потому что по сути христианская жизнь сейчас ничем не отличается от нехристианской.

Следующий важный этап в христианской жизни нашей страны произошел в связи с переменой мировоззрения. Человек в царской России (право, ложно), верил в своего барина, в церковь, отчизну, царя... Человек в СССР верил в светлое будущее, и ради этого будущего, причём не просто своего, а страны - отдавал своё время, силы, здоровье. Есть идеалы, есть цели и есть святыни. Человек отказывался от каких-то своих личных привилегий и возможностей ради общего блага. Мы можем видеть это не только на примере СССР, но и на примере фашистской Германии. Когда молодые и не молодые люди посвящали свою жизнь "Великой Германии".

Постепенно разгул 90-х закончился. Люди потихоньку начали зарабатывать деньги. И вот тут произошла неожиданная вещь. Раньше, например при царе, ты был ограничен своим социальными положением: если ты крестьянин, то и умрёшь крестьянином. Это обуславливало весь уклад твоей жизни. В Советской России твои возможности также сильно ограничивались, и за их границы также было очень трудно перейти. И люди даже самого высокого положения всё равно чувствовали на себе эти границы. Но с появлением независимой Украины эти границы исчезли. Если ты хочешь зарабатывать деньги, зарабатывай, сколько у тебя хватит фантазии и умения. Мало тебе в стране - едь за рубеж. Хочешь носить самые модные вещи - носи, любые бренды тебе доступны. Хочешь посвятить свою жизнь искусству - посвящай, любое искусство, любой категории. Хочешь заниматься политикой - занимайся. Впервые в истории нашей страны человек получил возможность делать всё, что он хочет, и достигать всго, что может. Все желания сердец людей обнажились. Человек получил возможность реализовывать всё, что хотело его сердце. Но когда человек слушается своего сердца и занимается самореализацией, он больше не слушает Бога.

Вторая вещь, может быть более серьёзная - он больше не хочет идти на самопожертвование ради других, даже членов своей семьи. А так как все приобретаемое благо стало направляться только на себя, то и реализовываться оно стало в вещизме. Другими словами, все свои достижения человек начал транспортировать в вещи и комфорт. Таким образом, у нас выросло поколение людей, которые оценивают жизнь материальными возможностями. Другими словами, они не способны служить идее или следовать идеалу. Всё, чем они занимаются, должно доставлять комфорт и материальное благополучие. Их личное счастье прежде всего. Они готовы идти только на минимальные, или вообще ни на какие жертвы. Поэтому Евангелие для них - это Господь, помогающий им осуществить их мечты.

Идея о том, что мы рабы Господа, совершенно неприемлема для них. И если это не произносится вслух, то это осуществляется в жизни современных христиан Украины. Другими словами, для сердца современного человека Евангелие говорит очень мало, и почти не влияет на его жизнь. Причем это происходит на подсознании, современный человек даже не понимает идей, заложенных в Евангелии. Его жизнь подчинена вещам, и вещи диктуют ему правила игры.

Небольшое отступление для пояснения. В древнем мире были философы. Они часто вели странную жизнь, и совершали неординарные и неоднозначные поступки. Но в их жизни как бы обнажался мир, и через них приходила перезагрузка. В христианские времена существовали монахи, нищенствующие ордены, юродивые, славянофилы и т.д. Этих людей всегда воспринимали, как душу мира, как тех, которые дают миру истинное понимание ценностей, тех, которые дают перезагрузку. Но сейчас мы создали общество, которому совершенно чужды подобные идеи, оно по своей природе совершенно чуждо идеям, которые не приносят удовольствия и материальной выгоды. И пастыря церквей сейчас - это продукт своей эпохи. Они должны жить в ногу со временем, и члены их церквей - это продукт этой эпохи, они тоже должны жить в ногу со временем. Проблема в том, что в Библии очень мало текста для тех и других. Поэтому одним трудно проводить и руководить собранием, и они всё время стонут и ищут себе новые привилегии, другим трудно на этих собраниях присутствовать, потому что они мало влияют на их жизнь.

Горшевиков Андрей
Размещено 16 марта 2021 г

Материалы сайта по теме:
"История ЕХБ Украины, России, Белоруссии", С.П.Савинский
Статут церкви ЄХБ, Тело Христово





Поисковые запросы в 2015 г:

где находится Богряст фотоВолодимир Великийтюльпан ШренкаБиблия бесплатно Украинасон траваРаав Библиястарые христианские песнигвоздика бузькаконец света по Библиизаказать Библию бесплатноБиблия о смертигомеопатия и христианствоБиблия скачатьВалаам пророк

Поисковые запросы 2011 г:

смысл жизнилетние христианские лагеряМигіяПівденний БугадвентистыГранітно-степове Побужжясвидетели иеговымытарстваЧернобыльРаймер mp3

http://www.Bible-For-You.org/Issleduem/savinskij-histor.php
 Вверх Вернуться Написать Новости сайта Главная

Ad majorem Dei gloriam!